Среда, 15.05.2024, 04:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Мастер - класс « Подари частичку счастья!»
13.07.2016, 23:41

Мастер - класс « Подари частичку счастья!»

«Научить человека быть счастливым нельзя,
а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».

А.С. Макаренко

   Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими. Важнейшая задача, стоящая перед педагогом заключается в том, чтобы помочь школьнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными.

Цель:  Способствовать формированию у учащихся потребности строить собственную жизнь и жизнь окружающих на основе духовно – нравственных ценностей.

Задачи:  

  • создать  психологически комфортную атмосферу  для самораскрытия и нравственного самовыражения учащихся;
  • воспитывать умение сострадать, сопереживать,

ü учить строить отношения через активные формы  деятельности.

 

Оборудование:

Экран, проектор, презентация Power Point « Подари частичку счастья», магнитная доска, ватман, цветные маркеры.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Рефлексия  настроения и эмоционального состояния:

– Дорогие  друзья, поприветствуйте друг друга добрым взглядом, улыбнитесь. У каждого из вас особое  настроение:  кто-то, может быть, огорчен, у кого-то чудесное настроение. Давайте отвлечёмся, оставим все проблемы в стороне. Соединим ладошки и передадим сидящим рядом хорошее настроение, добрые намерения по отношению друг к другу.

Теперь у всех прекрасное самочувствие. Попробуем пронести его через все занятие.

 

2. Введение в тему.

 Сегодня на мастер-классе мы постараемся ответить на непростые  вопросы

Начать хочу  с притчи. Послушайте её  и  подумайте, о чём сегодня пойдёт речь. 

     Однажды шло Счастье по дороге  и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:

- Человек! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? - спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу большой и красивый дом с видом на море.

Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, побежал к дому и забыл про Счастье.

     Сидит Счастье в яме плачет ещё громче. Мимо шёл другой человек. Обратилось Счастье к человеку:

- Добрый человек! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? — спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.

- Я хочу красивый и дорогой автомобиль.

Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и умчался.

     Совсем потеряло надежду Счастье. Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:

- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста.

Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше. Обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:

- Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?
- Ничего мне не надо,- ответил человек.

Так и бежит Счастье за человеком, не отставая от него никогда.

- О чём притча?

-Чему она учит нас? (Нужно бескорыстно оказывать помощь другому.  Тогда счастье пойдет за тобой по пятам.)

3. Раскрытие темы.

- Тема занятия: « Подари частичку счастья!»

    Сегодняшняя встреча не только поможет нам узнать, что такое счастье, прикоснуться к нему, но и научит нас быть счастливыми.

- Как вы понимаете, что такое счастье?

Ответы: (в семье, в достатке, в учебе, в работе, в достижениях и т.п.).

- Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.

Опишите его. Я буду задавать вопросы о счастье, а вы - отвечать.

-Как оно выглядит, форма?

-Какого оно цвета?

-Какого оно размера?

-Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?

-Какой оно излучает аромат?

-Какое оно на вкус?

-Какие звуки издает счастье?

-Какой температуры счастье?

(Определения учащихся записываются на доске, затем делается вывод, например, Счастье - желтый вкус с ароматом земляники, теплое, бархатистое и т.д.)

- Давайте выясним значение слова «Счастье».

Как это можно сделать? (выяснить у взрослых, прочитать в словаре или интернете)

Работа в группах: выясните значение этого слова.

Знаете ли вы, что…

Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье»

-В русском языке слово «счастье» первоначально употреблялось в значении «хорошая доля», совместное участие. В латыни счастье называют «фортуной», с французского языка оно переводится - «шанс», а с английского - «удача».

- Сергей Иванович Ожегов в Словаре русского языка определил это слово так:  (словарь)

 Счастье - чувство и состояние полного высшего  удовлетворения.

Счастье не измеришь  яркими словами,
Счастье не увидишь ясными глазами.

Счастье… это слово  много лиц имеет,

Каждый понимает счастье, как умеет!

–  Все мы жители огромной планеты Земля. Она пестрит разными яркими красками.. Человек является неотъемлемой частью природы. Что же человеку необходимо для счастья?

 (На слайде появляются – друзья, дом, солнце…)

- В сказке Валентина Катаева «Цветик – семицветик» девочка Женя получила невероятную возможность исполнять все свои желания.

-Когда же, при каком желании она стала по настоящему счастлива?

Одни люди говорят, что человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. А другие считают, что нужно жить, заботясь только о самом себе, ни с кем не делись, - и ты всегда сыт, ты в тепле и никаких проблем. Как думаете вы?

– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда  мы готовы прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью приносим боль своим родителям, друзьям, одноклассникам.

4. Тренинговые  упражнения.

Вашему вниманию я предлагаю специальные тренинговые упражнения, которые нацелены на развитие коммуникативных качеств учеников

а) Игра  «Паутинка»

Цели:

  • показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
  • дать  возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

– У меня в руках клубочек «плохих поступков». Сейчас мы будем «совершать»  их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)

–   Вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?

–  Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у человека появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).

б) Игра «Комплименты»

Цель:

  • создание доброжелательной атмосферы;
  • повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

 – Сейчас мы будем делать комплименты этому человеку, так как улыбка и доброе слово способны  примирить даже врагов.

(участники  делают комплименты. Я разрезаю нитки)

-Как вы теперь себя ощущаете?

– Скажите, приятно делать комплименты  или  плохие поступки?

–  Прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!

«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». Платон

в) Дискуссия

 Перед вами лист бумаги. Постарайтесь написать на нем ответы на следующие вопросы:

  1. Назовите самого богатейшего человека на планете.
  2. Назовите последнюю «Мисс Мира».
  3. Назовите последнего лауреата Нобелевской премии.
  4. Назовите последнего лауреата кинопремии «Оскар» за лучшую роль.

- Получилось?

- Не совсем получилось? Трудновато, не так ли? Не беспокойтесь, никто этого не помнит. Потому что аплодисменты стихают. Призы покрываются пылью. Победителей вскоре забывают.

А теперь переверните лист бумаги и попробуйте ответить на эти вопросы:

1) Назови имена учителей, которые помогают тебе больше всех остальных.

2) Назови имена трех друзей, которые помогли тебе в трудный час.

3) Вспомни несколько человек, которые вызвали у тебя особые чувства.

4)  Назови троих человек, с которыми тебе приятно проводить время.

  • А теперь получилось?

- Это легче, правда же? Люди, которые что-то значат в твоей жизни, не имеют больше всех денег, не выиграли величайших призов. Это те, кто заботится о тебе, дорожит тобой, кто несмотря ни на что остается рядом.

- А как вы думаете, в каком списке вы?

Задумайтесь об этом на мгновение. Жизнь очень коротка.

-Когда вы будете счастливыми?

 -Что для этого вам нужно?

 (Когда закончу школу, когда выучу уроки и пойду гулять, когда создам семью и т.п.)

Выводы: Истина в том, что нет лучшего времени для того, чтобы быть счастливым, чем здесь и сейчас. В жизни всегда будет много проблем, и больших, и незначительных. Всегда будут возникать препятствия: еще не выученные уроки, время, которое нужно посвятить младшему брату или сестре, посуда, которую нужно вымыть, чтобы мама могла немножко отдохнуть после работы. А ведь эти препятствия и есть сама жизнь! И нет пути к счастью, который нужно преодолеть! Счастье – это и есть путь! Наслаждайся каждым моментом!

«Стремитесь делать добро, и вы поймете, что счастье будет бегать за вами». Джеймс Фриман Кларк

- Если мы помогаем другим, мы не теряем, а приобретаем, так же, как свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча. Только тепла и света становится больше.

5. Работа в группах

-А сейчас мы поработаем в группах.

Задание для 1 группы:

--Ребята, а как вы думаете, какого цвета счастье?

У вас на столе лежат ладошки. Я хочу, чтобы вы раскрасили ваши ладошки и написали свои пожелания «Я чувствую себя счастливым, когда…»

Задание для 2 группы:

Мы попробуем создать Дом Счастья. Всё необходимое есть на столах.

- Работайте дружно, будьте щедрыми, терпимыми друг к другу и  понимающими. Впишите в окна и дверь то, что нужно для того, чтобы в ваших домах поселилось счастье. (Приложение 1)

Задание для 3 группы:

С помощью таблицы  определите те качества, которыми должен обладать человек и внеси их на изображение человечков, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркните. (Приложение2)

Коллективная работа: Составление коллажа «Улица счастья»

  -Посмотрите, что  у нас получилось.

Мы построили замечательные дома Счастья. 

  -Какое название вы могли бы предложить нашей  улице? 

 (прикрепить название: «Улица счастья»)

 -Ладошки с пожеланиями «Я чувствую себя счастливым, когда…» будут счастливыми лучиками  нашего улыбающегося солнышка.

 -Сколько добрых и важных  слов собралось на нашей «Улице счастья».

Я уверена, что они помогут вам в общении с окружающими вас людьми.

 

6. Итог. Рефлексия.

На память о нашей встрече, я хочу поделиться с вами необычным рецептом. Это рецепт счастья.

Рецепт счастья:  возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше терпения и понимания. Перемешайте и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.”

В  руках включенный фонарик

-Вы спросите, что это у меня в руках?

Это – «Счастье»

-Оно похоже на солнечный луч, который согревает своим теплом сердце.

 - Со мной поделились счастьем, а я хочу поделиться им с вами..

- Почему оно  такое маленькое?
- Оно только моё, зато какое лучистое и красивое.
- Хотите  кусочек?

-Идите все ко мне. Образуем круг.
- Давайте ладошки, я поделюсь с вами своим счастьем (передают по кругу фонарик)
Чувствуете, какое оно теплое...
А если им поделиться,  оно потом станет еще горячее.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигают о зависть, ненависть, зло.
О счастье их обжечь нельзя.
Делитесь им!!!
Ведь так многим его не хватает...

-Я благодарю всех за тёплый, доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе и желаю вам счастья большого-большого!

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: udacha
Просмотров: 396 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск