Мастер - класс « Подари частичку счастья!»
«Научить человека быть счастливым нельзя,
а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».
А.С. Макаренко
Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими. Важнейшая задача, стоящая перед педагогом заключается в том, чтобы помочь школьнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными.
Цель: Способствовать формированию у учащихся потребности строить собственную жизнь и жизнь окружающих на основе духовно – нравственных ценностей.
Задачи:
- создать психологически комфортную атмосферу для самораскрытия и нравственного самовыражения учащихся;
- воспитывать умение сострадать, сопереживать,
ü учить строить отношения через активные формы деятельности.
Оборудование:
Экран, проектор, презентация Power Point « Подари частичку счастья», магнитная доска, ватман, цветные маркеры.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
– Дорогие друзья, поприветствуйте друг друга добрым взглядом, улыбнитесь. У каждого из вас особое настроение: кто-то, может быть, огорчен, у кого-то чудесное настроение. Давайте отвлечёмся, оставим все проблемы в стороне. Соединим ладошки и передадим сидящим рядом хорошее настроение, добрые намерения по отношению друг к другу.
Теперь у всех прекрасное самочувствие. Попробуем пронести его через все занятие.
2. Введение в тему.
Сегодня на мастер-классе мы постараемся ответить на непростые вопросы
Начать хочу с притчи. Послушайте её и подумайте, о чём сегодня пойдёт речь.
Однажды шло Счастье по дороге и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:
- Человек! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? - спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу большой и красивый дом с видом на море.
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, побежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче. Мимо шёл другой человек. Обратилось Счастье к человеку:
- Добрый человек! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? — спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу красивый и дорогой автомобиль.
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и умчался.
Совсем потеряло надежду Счастье. Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста.
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше. Обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
- Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?
- Ничего мне не надо,- ответил человек.
Так и бежит Счастье за человеком, не отставая от него никогда.
- О чём притча?
-Чему она учит нас? (Нужно бескорыстно оказывать помощь другому. Тогда счастье пойдет за тобой по пятам.)
3. Раскрытие темы.
- Тема занятия: « Подари частичку счастья!»
Сегодняшняя встреча не только поможет нам узнать, что такое счастье, прикоснуться к нему, но и научит нас быть счастливыми.
- Как вы понимаете, что такое счастье?
Ответы: (в семье, в достатке, в учебе, в работе, в достижениях и т.п.).
- Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.
Опишите его. Я буду задавать вопросы о счастье, а вы - отвечать.
-Как оно выглядит, форма?
-Какого оно цвета?
-Какого оно размера?
-Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?
-Какой оно излучает аромат?
-Какое оно на вкус?
-Какие звуки издает счастье?
-Какой температуры счастье?
(Определения учащихся записываются на доске, затем делается вывод, например, Счастье - желтый вкус с ароматом земляники, теплое, бархатистое и т.д.)
- Давайте выясним значение слова «Счастье».
Как это можно сделать? (выяснить у взрослых, прочитать в словаре или интернете)
Работа в группах: выясните значение этого слова.
Знаете ли вы, что…
Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье»
-В русском языке слово «счастье» первоначально употреблялось в значении «хорошая доля», совместное участие. В латыни счастье называют «фортуной», с французского языка оно переводится - «шанс», а с английского - «удача».
- Сергей Иванович Ожегов в Словаре русского языка определил это слово так: (словарь)
Счастье - чувство и состояние полного высшего удовлетворения.
Счастье не измеришь яркими словами,
Счастье не увидишь ясными глазами.
Счастье… это слово много лиц имеет,
Каждый понимает счастье, как умеет!
– Все мы жители огромной планеты Земля. Она пестрит разными яркими красками.. Человек является неотъемлемой частью природы. Что же человеку необходимо для счастья?
(На слайде появляются – друзья, дом, солнце…)
- В сказке Валентина Катаева «Цветик – семицветик» девочка Женя получила невероятную возможность исполнять все свои желания.
-Когда же, при каком желании она стала по настоящему счастлива?
Одни люди говорят, что человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. А другие считают, что нужно жить, заботясь только о самом себе, ни с кем не делись, - и ты всегда сыт, ты в тепле и никаких проблем. Как думаете вы?
– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы готовы прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью приносим боль своим родителям, друзьям, одноклассникам.
4. Тренинговые упражнения.
Вашему вниманию я предлагаю специальные тренинговые упражнения, которые нацелены на развитие коммуникативных качеств учеников
а) Игра «Паутинка»
Цели:
- показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
- дать возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Ход игры:
– У меня в руках клубочек «плохих поступков». Сейчас мы будем «совершать» их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.
(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)
– Вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у человека появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).
б) Игра «Комплименты»
Цель:
- создание доброжелательной атмосферы;
- повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты этому человеку, так как улыбка и доброе слово способны примирить даже врагов.
(участники делают комплименты. Я разрезаю нитки)
-Как вы теперь себя ощущаете?
– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
– Прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». Платон
в) Дискуссия
Перед вами лист бумаги. Постарайтесь написать на нем ответы на следующие вопросы:
- Назовите самого богатейшего человека на планете.
- Назовите последнюю «Мисс Мира».
- Назовите последнего лауреата Нобелевской премии.
- Назовите последнего лауреата кинопремии «Оскар» за лучшую роль.
- Получилось?
- Не совсем получилось? Трудновато, не так ли? Не беспокойтесь, никто этого не помнит. Потому что аплодисменты стихают. Призы покрываются пылью. Победителей вскоре забывают.
А теперь переверните лист бумаги и попробуйте ответить на эти вопросы:
1) Назови имена учителей, которые помогают тебе больше всех остальных.
2) Назови имена трех друзей, которые помогли тебе в трудный час.
3) Вспомни несколько человек, которые вызвали у тебя особые чувства.
4) Назови троих человек, с которыми тебе приятно проводить время.
- Это легче, правда же? Люди, которые что-то значат в твоей жизни, не имеют больше всех денег, не выиграли величайших призов. Это те, кто заботится о тебе, дорожит тобой, кто несмотря ни на что остается рядом.
- А как вы думаете, в каком списке вы?
Задумайтесь об этом на мгновение. Жизнь очень коротка.
-Когда вы будете счастливыми?
-Что для этого вам нужно?
(Когда закончу школу, когда выучу уроки и пойду гулять, когда создам семью и т.п.)
Выводы: Истина в том, что нет лучшего времени для того, чтобы быть счастливым, чем здесь и сейчас. В жизни всегда будет много проблем, и больших, и незначительных. Всегда будут возникать препятствия: еще не выученные уроки, время, которое нужно посвятить младшему брату или сестре, посуда, которую нужно вымыть, чтобы мама могла немножко отдохнуть после работы. А ведь эти препятствия и есть сама жизнь! И нет пути к счастью, который нужно преодолеть! Счастье – это и есть путь! Наслаждайся каждым моментом!
«Стремитесь делать добро, и вы поймете, что счастье будет бегать за вами». Джеймс Фриман Кларк
- Если мы помогаем другим, мы не теряем, а приобретаем, так же, как свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча. Только тепла и света становится больше.
5. Работа в группах
-А сейчас мы поработаем в группах.
Задание для 1 группы:
--Ребята, а как вы думаете, какого цвета счастье?
У вас на столе лежат ладошки. Я хочу, чтобы вы раскрасили ваши ладошки и написали свои пожелания «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Задание для 2 группы:
Мы попробуем создать Дом Счастья. Всё необходимое есть на столах.
- Работайте дружно, будьте щедрыми, терпимыми друг к другу и понимающими. Впишите в окна и дверь то, что нужно для того, чтобы в ваших домах поселилось счастье. (Приложение 1)
Задание для 3 группы:
С помощью таблицы определите те качества, которыми должен обладать человек и внеси их на изображение человечков, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркните. (Приложение2)
Коллективная работа: Составление коллажа «Улица счастья»
-Посмотрите, что у нас получилось.
Мы построили замечательные дома Счастья.
-Какое название вы могли бы предложить нашей улице?
(прикрепить название: «Улица счастья»)
-Ладошки с пожеланиями «Я чувствую себя счастливым, когда…» будут счастливыми лучиками нашего улыбающегося солнышка.
-Сколько добрых и важных слов собралось на нашей «Улице счастья».
Я уверена, что они помогут вам в общении с окружающими вас людьми.
6. Итог. Рефлексия.
На память о нашей встрече, я хочу поделиться с вами необычным рецептом. Это рецепт счастья.
Рецепт счастья: возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше терпения и понимания. Перемешайте и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.”
В руках включенный фонарик
-Вы спросите, что это у меня в руках?
Это – «Счастье»
-Оно похоже на солнечный луч, который согревает своим теплом сердце.
- Со мной поделились счастьем, а я хочу поделиться им с вами..
- Почему оно такое маленькое?
- Оно только моё, зато какое лучистое и красивое.
- Хотите кусочек?
-Идите все ко мне. Образуем круг.
- Давайте ладошки, я поделюсь с вами своим счастьем (передают по кругу фонарик)
Чувствуете, какое оно теплое...
А если им поделиться, оно потом станет еще горячее.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигают о зависть, ненависть, зло.
О счастье их обжечь нельзя.
Делитесь им!!!
Ведь так многим его не хватает...
-Я благодарю всех за тёплый, доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе и желаю вам счастья большого-большого!
|