Игры – средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер.
А. С. Макаренко.
Двигательная активность – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Формирование здорового образа жизни младших школьников происходит через специально организованную двигательную активность ребёнка. Специально организованная двигательная активность – это народные подвижные игры. Они являются одним из традиционных средств педагогики.
Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве. Игры способствуют формированию внимания, ловкости, выносливости. Игры развивают смекалку, творческую выдумку находчивость, закаляют волю, стремление к победе.
Образовательная область: физкультурно-оздоровительная.
Цель: активизация двигательной активности младших школьников посредством знакомства с народными подвижными играми.
Задачи:
- способствовать укреплению здоровья, развитию жизненно важных двигательных умений и навыков;
- познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга, обобщить и углубить знания об истории, культуре народных игр;
- воспитывать познавательную активность, культуру общения в игровой деятельности ,умение применять игры самостоятельно.
Развивающая среда: палочка-шест с цветными ленточками, сума , рисунки с изображением карусели, огня, лошадки, лента с палочками по краям и игрушкой в середине, яркие народные костюмы для играющих.
Содержание.
Орг. момент.
(Вбегают два скомороха, образуют круг)
1 Скоморох: Здравствуйте, гости! Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
Я – Ерёма, он – Фома. Приглашаем вас на нашу игровую площадку:
« У наших ворот всегда хоровод» – в игры поиграть, свою удаль показать.
2 Скоморох: Прежде чем начать играть,
Дружно мы начнём считать.
(Дети выполняют движения под стихи)
За морями, - движения пловца
За горами, - руки вверх
За железными столбами - кулак на кулак
На пригорке - теремок - руками над головой сложить «крышу»
На двери висит замок - сцепить руки в «замок».
Ты за ключиком иди и замочек отопри.
1.Игра «Барашеньки» (игра со словом)
(Дети, взявшись за руки, образуют круг) В середине водящий.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:.
-Барашеньки, крутороженьки,
По горам ходили,
По лесам бродили.
(Руки на поясе, топающим шагом идут по кругу)
-В скрипочку играли,
Ваню потешали.
(Останавливаются, поворачиваются в круг лицом, имитируют игру на скрипке)
-Ваня, Ваня, простота
(Руками показывают на Ваню)
-Купил лошадь без хвоста.
(Упираются кулачками в бока, выполняют пружинки с поворотами)
-Сел задом наперед
(Прыжком разворачиваются лицом из круга)
-И поехал в огород.
(Выполняют пружинки, руки держат «поводья»)
С окончанием текста Ваня догоняет детей, они убегают на места.
1 Скоморох (обращается ко 2 – му): -Фома, Фома, а что у тебя за сума?
2 Скоморох: - Хоть сума моя проста,
С виду вроде бы пуста.
Ну – ка, Ваня, подойди,
Руку в суму опусти.
(Достаёт картинку с изображением карусели)
1 Скоморох (берёт палку с лентами):
Карусели, карусели,
Закружился стар и мал.
Кто на них не покатался,
Тот полжизни потерял.
2.Игра «Карусель» со словами:
Еле – еле, еле – еле, Дети идут медленно,
Закружились карусели Переходят на бег.
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, Замедляют бег, переходят на ходьбу,
Карусель остановите - Останавливаются.
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра
(Игра повторяется с движениями в другую сторону)
1 Скоморох: Так играть умеет всяк,
А умеете вы так?
Теперь, Маша, подойди,
Руку тоже опусти.
Достаёт картинку с изображением огня. Дети называют игру «Горелки».
2 Скоморох: Любил русский народ костры разжигать, да вокруг костра хороводы, игры заводить. Давайте и мы костёр разожжём. Встаньте прямо, вдохните, на выдохе произнесите звук «У» (имитационные движения руками – «разжигаем костёр»). А теперь встаньте парами для игры
3.«Горелки».
Играющий, кому не хватило пары, «горит».
Дети произносят слова, сопровождая их движениями:
-Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Колокольчики звенят.
Птички летят,
Раз, два, три – гори!
Игроки последней пары бегут вперёд, стараясь взяться за руки быстрее, чем их осалит водящий. Если они успеют взяться за руки, водящий «горит» ещё раз. Если « горелка» салит одного из игроков, то становится с ним в пару.
Игрок без пары становится «горелкой». Игра продолжается до тех пор, пока все пары не пробегут.
1 Скоморох (достаёт картинку с изображением лошади):
-А теперь, ребятки, покатаемся на лошадках.
(Поясняет, что будут выполнять «кучеры», а что «лошадки»)
-Дети в парах движутся по кругу: «кучер» - пружинистым шагом, «лошадки» - с высоким подниманием колен. Произносят «цок – цок».
На слова ведущего: «Кучеры, отпустите лошадок погулять» дети, изображающие лошадок, разбегаются по залу.
На слова: «Лошадки, найдите своего кучера!» дети вновь образуют пары. Игра повторяется: дети меняются ролями.
Рефлексия:
2 Скоморох: Солнце на закат пошло, день заканчивается. Ребята, нам понравилось, что вы были ловкими, увертливыми, внимательно следили за правилами. А вам понравилось?
1 Скоморох: Нам пора домой возвращаться. Запрягайте, кучеры, лошадок, да домой отправляйтесь поскорей!
(Скоморохи уходят)
Ведущий из детей звонит в колокольчик, читая закличку:
Колокольчик всех зовет,
Колокольчик нам поет
Звонким, тонким голоском:
Динь-бом, динь-бом!
Выходи из круга вон!
-Предлагаю вам поиграть в любимую игру детворы:
Игра «Золотые ворота»
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
- Ну и напоследок, предлагаю вам командную игру с верёвочкой под названием «Кто быстрее?» Покажем гостям, как в неё играть, а потом предложим в ней поучаствовать.
Два человека из разных команд накручивают ленту каждый на свою на палочку. К середине ленты прикрепляется игрушка. Победителем становится участник, который быстрее скатает ленту до середины.
- Наше занятие мы завершаем и я предлагаю вам добавить нужные слова.
«Доскажи словечко»
Мы сегодня не устали,
Потому что …….( мы играли )
Много нас собралось вместе,
Было очень…..( интересно)
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них ….( играть)
-На такой оптимистичной ноте мне бы хотелось завершить занятие и пожелать всем бодрости, здоровья и двигаться больше, чтобы прожить дольше. Спасибо за внимание!
|