Тема урока: Наречие как часть речи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: знакомство с наречиями как частями речи, нахождение отличительных особенностей данной части речи от ранее изученных.
Задачи:
1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.
2. Метапредметные:
Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;
содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;
формировать умения структурировать информацию.
Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
Коммуникативные: содействовать развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.
Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками сотрудничества.
Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебник, таблицы, опорные схемы, раздаточный материал, исследовательские карточки.
Формы работы:
· фронтальная
· самостоятельная
· групповая
Методы работы:
· наглядный
· диалог
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)
- Здравствуйте. Садитесь.
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С прекрасным, с хорошим)
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями)
- Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу)
- Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
- Сегодня у нас необычный урок – урок исследования.
- Кто помнит, что такое исследование? (поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме).
- Правильно. Вот этим мы сегодня и займемся.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.
- Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа.
СЛАЙД 3
- Прочитайте слова на экране.
говорил, инженер, читает, весело, честный, низко, прекрасный, товарищ.
-Какие орфограммы вам встретились?
- Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в тетрадь. Каждую группу подпишите.
- Вспомните, как называется наука, которая изучает части речи (морфология).
- Молодцы. А теперь приступаем к работе.
- Проверяем. Прочитаете только существительные (инженер, товарищ)
-Укажите основу, на которую опираются принятые решения. Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством).
- Прочитайте прилагательные (честный, прекрасный).
- Докажите свой выбор (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении бывает определением).
- Прочитайте глаголы (говорил, читает).
- Как докажите свой выбор? (это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам, в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени - по родам).
СЛАЙД 4
Проверка выполненной части задания.
- Какие слова вызвали затруднения? (весело,низко).
- На какие вопросы отвечают эти слова? (как? где?)
- Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли)
(Дети, которые выписали данные слова , должны обосновать свой выбор)
- Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже о ней упоминали на уроках (наречие).
- Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем стандарт, по которому мы можем определить, какая это часть речи)
III. Постановка учебной задачи.
- Сформулируйте тему нашего урока? (наречие).
- Мы с вами выяснили, что мы не знаемстандарта. Что будем делать дальше? Сформулируйте цель нашей работы (составитьстандарт для определения новой части речи (т.е. дать общую характеристику о наречии как части речи).
- Какие задачи мы перед собой поставим? (дать определение новой части речи, выявить признаки, установить роль в предложении).
СЛАЙД 5
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, начнем наше исследование. Работать будем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.
СЛАЙД 6
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Если не понял, переспроси.
- Свое несогласие высказывай вежливо.
1. Работа в группах.
- У каждой группы на столе лежит карточка с заданием.
Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.
- Проверяем задание 1 группы
Задание для 1 группы
СЛАЙД 7
- Из данных слов составьте предложение и сделайте полный синтаксический разбор.
Особенности, мы, исследуем, и, сегодня, уроке, наречие, понять, на, стараемся, его. (Сегодня на уроке мы исследуем наречие и стараемся понять его особенности).
(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), с однородными сказуемыми, простое, т.к. одна грамматическая основа).
- Назовите наречие? (сегодня)
- На какой вопрос отвечает? (когда?)
- С какой частью речи связано? (с глаголом)
- Что обозначает наречие? (признак действия)
- Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является обстоятельством).
- Проверяем задание 2 группы
Задание для 2 группы
СЛАЙД 8
-Распределите наречия на группы по вопросам.
Впереди, тихо, вблизи, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, далеко, интересно, теперь, вчера, быстро, налево.
- Укажите наречия, которые указывают на время действия, на место действия.
- На какие вопросы отвечают эти наречия?
- Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)
- Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)
СЛАЙД 9
Семь вопросов – просто чудо.
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
- Проверяем задание 3 группы.
Задание для 3 группы
- Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.
СЛАЙД 10.
1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?
ед.ч. мн.ч.
Образец: появился (когда?) быстро – появились (когда?) быстро; распустился ( ?) - распустились (______?) _____;
СЛАЙД 11
2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
м.р.
Образец: пришел ( когда ?) рано;
пришла (_______?) _________;
пришло (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по родам _______________________________________________________.
СЛАЙД 12
3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?
Образец: прилетели ( когда ? ) рано;
распустятся (________?) ___________;
вьют (________?) ___________;
Сделайте вывод!
Наречия по временам _________________________________
СЛАЙД 13
4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?
Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;
2 л: ты встаешь (_______?) _________;
3 л: он встает (_______?) _________;
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ____________________________
СЛАЙД 14
Понаблюдайте! Обсудите в группе!
Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? _____________________
Чего? ____________________
Чему? ____________________
Чем?______________________
О чем? ____________________
Сделайте вывод!
Наречия по падежам ______________________
- А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)
- Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.
СЛАЙД 15
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дружно все ребята встали,
И ладошки вверх подняли,
Громко хлопнули пять раз.
А теперь морганье глаз:
Часто, часто поморгали,
Вправо, влево наклонились,
И сейчас же распрямились.
Друг на друга посмотрели,
И за парты тихо сели.
- Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали стихотворении?
- А теперь давайте попробуем составитьстандарт, по которому мы сможем определить наречие.
Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством.
-Посмотрим, что у нас получилось.
СЛАЙД 16
НАРЕЧИЕ
- обозначает признак предмета,
- отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? куда?
- неизменяемая часть речи,
- в предложении: обстоятельство.
- Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике), читают правило.
- Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень -речь- как бы связывает его с глаголом. Вы уже знаете, что раньше слово глагол обозначало «речь». Поэтому наречие – это слово, «при речи», при глаголе, «приглаголие».
- Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?
(Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия. Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос)
СЛАЙД 17-18
- Проверим задание, которое выполняла 4 группа.
Задание 4 группы
Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.
а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)
медленно –
глубоко –
низко –
весело –
тихо –
плохо –
б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)
чудесно –
увлекательно –
мгновенно –
громко –
мягко –
2. Знакомство с новыми словами.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами (слова на карточках)
Запишите слова впереди и медленно в тетради.
- Объясните значение слова впереди? (на каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь, в будущем)
- Слово впереди образовалось путем слияния предлога в и слова перед (передняя часть)
- Проанализируйте это слово.
в слове 3 слога, ударение падает на 3 –й слог, 2 безударные гласные е, отвечает на вопрос где? Это наречие.
- Запишите однокоренное слово к слову впереди (вперед)
- Вспомните пословицы и поговорки со словом впереди (Это все присказка, сказка будет впереди.)
- Составьте и запишите предложение с эти словом (Впереди нас ждут каникулы). Каким членом предложения является здесь наречие?
- Объясните значение слова сначала? (в первую очередь, раньше всего)
- Проанализируйте слово.
- В слове 3 слога, ударение падает на 2 слог, безуд. гл. -а, отвечает на вопрос как? Это наречие.
Составьте и запишите цепочку однокоренных слов (вначале, первоначально, поначалу)
- Выделите корень, определите часть речи.
- Придумайте и запишите к наречию сначала антоним.
антонимы – потом, после.
- Вспомните пословицы и поговорки со словом сначала.
( Сначала думай, а потом делай.)
V. Первичное закрепление
- Найдите в учебнике упр. 223. Прочитайте задание
(ученики у доски выполняют)
- Какую роль выполняют наречия?
Вывод: - с. 80
СЛАЙД 20
V. Рефлексия.
- Итак, юные исследователи, все задачи выполнили?
- Какие же открытия мы сегодня сделали? (узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, как изменяется, чем является в предложении)
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. У вас на столе лежат карточки. Отметьте знаком «+» те высказывания, с которыми вы согласны.
- Я знаю, что такое наречие.
- Я смогу определить наречие по стандарту.
- На уроке у меня все получилось.
- Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была)
- Я активно участвовал в открытии нового знания.
СЛАЙД 21
Домашнее задание. Выборочно:
1в.- Составить и записать 3- 5 предложений с наречиями.
2в.- Подобрать 5 пословиц с наречиями.
3в.- Заменить фразеологизмы одним словом – наречием.
Оценки за урок.
СЛАЙД 22
Всем большое спасибо за работу. Урок окончен.
|