Среда, 15.05.2024, 23:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок русского языка в 4 классе по теме:"Наречие как часть речи"

Тема урока: Наречие как часть речи.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Цель: знакомство с  наречиями  как частями речи, нахождение отличительных особенностей данной части речи от ранее изученных.

Задачи: 

1. Предметныеорганизовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.

 2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;

формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать  развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные:  помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное  оборудование,   презентация к уроку, учебник,  таблицы, опорные схемы, раздаточный материал, исследовательские карточки.

Формы работы:

·         фронтальная

·         самостоятельная

·         групповая

Методы работы:

·         наглядный

·         диалог

 

 

 

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)

- Здравствуйте. Садитесь.

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С прекрасным, с хорошим)

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями)

- Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу)
- Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

- Сегодня у нас необычный урок – урок исследования

- Кто помнит, что такое исследование?  (поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме).

- Правильно. Вот этим мы сегодня и займемся.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

- Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа.

СЛАЙД 3

- Прочитайте слова на экране.

говорил, инженер,  читает, весело, честный, низко, прекрасный, товарищ.

-Какие орфограммы вам встретились?

- Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в тетрадь. Каждую группу подпишите.

- Вспомните, как называется наука, которая изучает части речи (морфология).

- Молодцы. А теперь приступаем к работе.

- Проверяем. Прочитаете только существительные (инженер, товарищ)

-Укажите основу, на которую опираются принятые решения. Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть подлежащим, дополнением,  обстоятельством).

- Прочитайте прилагательные (честный, прекрасный).

- Докажите свой выбор  (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении бывает определением).

- Прочитайте глаголы (говорил, читает).

- Как докажите свой выбор? (это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам,  в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени - по родам).

СЛАЙД 4

Проверка выполненной части задания.

 

- Какие слова вызвали затруднения? (весело,низко).

- На какие вопросы отвечают эти слова? (как? где?)

- Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли)

(Дети, которые выписали данные слова , должны обосновать свой выбор)

- Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже о ней упоминали на уроках (наречие).

- Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем стандарт, по которому мы можем определить, какая это часть речи)

III. Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему нашего урока? (наречие).   

- Мы с вами выяснили, что мы не знаемстандарта. Что будем делать дальше? Сформулируйте цель нашей работы  (составитьстандарт для определения новой части речи (т.е. дать общую характеристику о наречии как части речи).

- Какие задачи мы перед собой поставим? (дать определение новой части речи, выявить признаки, установить роль в предложении).

 СЛАЙД 5

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, начнем наше исследование. Работать будем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.

 СЛАЙД 6

  1. В группе должен быть ответственный.
  2. Работать должен каждый на общий результат.
  3. Один говорит, другие слушают.
  4. Если не понял, переспроси.
  5. Свое несогласие высказывай вежливо.

1. Работа в группах.

- У каждой группы на столе лежит карточка с заданием.

Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.

 

- Проверяем задание 1 группы

Задание для 1 группы 

СЛАЙД 7

- Из данных слов составьте предложение и сделайте полный синтаксический разбор. 

Особенности, мы, исследуем, и, сегодня, уроке, наречие, понять, на, стараемся, его. (Сегодня на уроке мы исследуем наречие и стараемся понять его особенности).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), с однородными сказуемыми, простое, т.к. одна грамматическая основа).

- Назовите наречие? (сегодня)

 - На какой вопрос отвечает? (когда?)

- С какой частью речи связано? (с глаголом)

- Что обозначает наречие? (признак действия)

         - Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является обстоятельством).

 

- Проверяем задание 2 группы

Задание для 2 группы    

СЛАЙД 8

-Распределите наречия на группы по вопросам.

Впереди, тихо, вблизи, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, далеко, интересно, теперь, вчера, быстро, налево.

- Укажите наречия, которые указывают на время действия,  на место действия.

- На какие вопросы отвечают эти наречия?

- Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)

- Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)

СЛАЙД 9

Семь вопросов – просто чудо.

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

 

- Проверяем задание 3 группы.

Задание для 3 группы

- Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

СЛАЙД 10.

1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                     ед.ч.                                              мн.ч.

Образец:  появился     (когда?)     быстро  –     появились (когда?)   быстро; распустился (               ?)                     -  распустились  (______?)   _____;   

 

СЛАЙД  11

2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

                    м.р.                       

Образец:  пришел   ( когда ?)      рано;

                 пришла   (_______?)    _________;

                 пришло   (_______?)    _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

 

СЛАЙД 12

3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

 

Образец:    прилетели           ( когда ? )          рано;

                   распустятся     (________?)      ___________;

                  вьют                   (________?)      ___________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по временам _________________________________

 

СЛАЙД 13

4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец:   1 л:   я встаю            ( когда ? )      рано;

                  2 л:   ты встаешь     (_______?)    _________;

                  3 л:   он встает         (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ____________________________

 

СЛАЙД 14

 

Понаблюдайте!   Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они  отвечали на один из падежных вопросов:

Что? _____________________

Чего? ____________________

Чему? ____________________

Чем?______________________

О чем? ____________________

       Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________

 

- А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)

- Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.

 

СЛАЙД 15

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дружно все ребята встали,

И ладошки вверх подняли,

Громко  хлопнули пять раз.

А теперь морганье глаз:

Часто, часто  поморгали,

Вправо, влево наклонились,

И сейчас же распрямились.

Друг на друга посмотрели,

И за парты тихо сели.

 

- Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали  стихотворении?

- А теперь давайте попробуем составитьстандарт, по которому мы сможем определить наречие.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством.

-Посмотрим, что у нас получилось.

СЛАЙД 16

НАРЕЧИЕ
- обозначает признак предмета,
- отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? куда?
- неизменяемая часть речи,
-  в предложении: обстоятельство.

- Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике), читают правило.

- Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень  -речь- как бы связывает его с глаголом.  Вы уже знаете, что раньше слово глагол обозначало «речь». Поэтому наречие – это слово, «при речи», при глаголе, «приглаголие».

- Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

(Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия. Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос)

 

 

СЛАЙД 17-18

- Проверим задание, которое выполняла 4 группа.

Задание 4 группы

Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.

а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)

медленно –

глубоко –

низко –

весело –

тихо –

плохо –

 

б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)

чудесно –

увлекательно –

мгновенно –

громко –

мягко –

 

2. Знакомство с новыми словами.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами (слова на карточках)

Запишите  слова впереди и медленно в тетради.

- Объясните значение слова  впереди? (на каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь, в будущем)

- Слово впереди образовалось  путем слияния предлога в и слова перед (передняя часть)

-  Проанализируйте это слово.

в слове 3 слога, ударение падает на 3 –й слог, 2 безударные гласные е, отвечает на вопрос где? Это наречие.

- Запишите однокоренное слово к слову впереди (вперед)

- Вспомните пословицы и поговорки со словом впереди (Это все присказка, сказка будет впереди.)

- Составьте и запишите предложение с эти словом (Впереди нас ждут каникулы). Каким членом предложения является здесь наречие?

        - Объясните значение слова  сначала? (в первую очередь, раньше всего)

- Проанализируйте слово.

- В слове 3 слога, ударение падает на 2 слог, безуд. гл. -а, отвечает на вопрос как? Это наречие.

Составьте и запишите цепочку однокоренных слов (вначале, первоначально, поначалу)

- Выделите корень, определите часть речи.

- Придумайте и запишите к наречию сначала антоним.

антонимы – потом, после.

- Вспомните пословицы и поговорки со словом сначала.

Сначала думай, а потом делай.) 

V. Первичное закрепление

- Найдите в учебнике упр. 223. Прочитайте задание

 (ученики у доски выполняют)

- Какую роль выполняют наречия?

            Вывод: - с. 80

СЛАЙД 20

V. Рефлексия.    

- Итак, юные исследователи, все задачи выполнили?

- Какие же открытия мы сегодня сделали? (узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, как изменяется, чем является в  предложении)

           - А теперь проанализируйте свою  работу на уроке.  У вас на столе лежат карточки. Отметьте знаком «+»  те высказывания, с которыми вы согласны.

  1. Я знаю, что такое наречие.
  2. Я смогу определить наречие по стандарту.
  3. На уроке  у меня все получилось.
  4. Я смог понять ошибку, которую допустил в работе  (если была)
  5. Я активно участвовал в открытии нового знания.

 

СЛАЙД 21

Домашнее задание. Выборочно:

1в.- Составить и записать 3- 5 предложений с наречиями.

2в.- Подобрать 5 пословиц с наречиями.

3в.- Заменить фразеологизмы одним словом – наречием.

Оценки за урок.

 

СЛАЙД 22

Всем большое спасибо за работу. Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: udacha (07.06.2015) | Автор: Железнякова Наталья Борисовна E
Просмотров: 742 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск